https://vk.com/public212451953

Шахматова Татьяна Николаевна (педагог - психолог)

12.10.2023

Сказкотерапия в садике и дома.

29.01.2024

Сказки любят все. Особенно педагоги-психологи!.. Ведь этот чудесный мир позволяет не только занимательно провести время с ребенком, но и является диагностическим и коррекционным инструментом. Об этом я и хочу сегодня рассказать родителям и педагогам.

Сказкотерапия представляет собой психотерапевтическое направление. Наиболее активно используется сказкотерапия в работе с дошкольниками. Сказка для ребенка представляет особую реальность. И работая через сказку, игру можно скорректировать у него проявления негативного поведения. Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

ü  Потребность в самостоятельности. В каждой сказке герой действует автономно: на протяжении всего пути делает выбор, принимает решения.

ü  Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.

ü  Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, помогает, борется и т.д. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда положительных качеств личности.

Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка. Ребенок встречается в сказке с самим собой, с хорошим, лучшим проявлением себя. Учится у себя сказочного добрым поступкам, учится быть счастливым.

 Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.

Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка. Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность. И это для него это действительно больше, чем творчество.

Виды сказок в сказкотерапии:

ü  Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди». 

ü  Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально. 

ü  Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х лет после изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий. Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.). 

ü  Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша. 

ü  Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются даже в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания. Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.  Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее, чем вымышленная история, рассказанная определенным образом: решение задач, стоящих перед человеком.

Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов. 

Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития. 

Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей. 

Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства. 

Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых. Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай. 

Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста, которые можно применять как дома, так и на занятиях в детском саду: 

ü    Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз. 

ü    Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений. 

ü    Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий. 

ü    Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.

Но простое чтение сказки – еще не терапия,

v следует обыграть сказку, сделать выводы и т.д.;

v не стоит растолковывать мораль сказки;

v постарайтесь вносить больше юмора;

v содержание сказки должно быть понятно ребенку.

Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы. Пробуйте, внимательному родителю и педагогу откроется много  удивительного!..

Удачи на сказочном пути!

Медлительные дети.

01.03.2024

Многих родителей раздражает медлительность их ребенка – так много времени тратится на еду, выполнение просьбы, одевание и раздевание. Медлительный ребенок не только делает все медленно, у него также замедлена и умственная деятельность, прежде чем ответить на вопрос, ребенку нужно собраться с мыслями, сосредоточиться.

Проявляется медлительность и в речи ребенка – он тянет слова, делает паузы. Еще одна особенность – ребенок не может быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. Торопить его бесполезно, он станет еще медлительнее и неувереннее.

Причины подобной нерасторопности лежат в функционировании нервной системы и связаны с низкой подвижностью нервных процессов. Это не болезнь, а особенность нервной системы.

Ощущение собственной вины – наиболее характерная черта медлительных детей. Их постоянно ругают, наказывают, торопят, родители из-за них раздражаются, но самое главное – медлительный ребенок испытывает трудности с обучением. Все это накладывает отпечаток на характер ребенка, он замыкается в себе, становится необщительным. Так создаются условия для возникновения невроза.

СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ

1.     Занимаясь чем-либо с ребенком, не проявляйте спешки, рассчитывайте время так, чтобы ребенок смог работать в том темпе, в каком он может.

2.     Не придумывайте никаких заданий соревновательного типа – они обречены на неудачу. Лучше хвалите ребенка за успехи, которые он может сравнить со своими прошлыми достижениями. (Сегодня у тебя это получилось быстрее, чем вчера).

3.     Не сравнивайте успехи медлительного ребенка с успехами других детей, для него это очень болезненно.

4.     Научите ребенка следить за временем. Для этого понадобятся песочные часы, они зрительно покажут, как убегают минуты. Потренируйтесь, чтобы ребенок ел или одевался, пока сыпется песок. Так ребенок самостоятельно научится оценивать скорость своих действий и постепенно поймет, что результат зависит только от него, будет стараться делать все быстрее, как сможет.

5.     Некоторым детям недостаточно указаний, произнесенных вслух. Установите с таким ребенком зрительный и тактильный контакт: подойдите, дотроньтесь, посмотрите в глаза, обращаясь с просьбой.

6.     Не вешайте на ребенка никаких ярлыков. Соня, копуша, сонное царство только кажутся необидными. Обращайтесь с ребенком так, словно Вы ожидаете от него, что он все сделает вовремя.Хочу такой сайт

7.     Установите четкий распорядок дня. Ребенку будет легче справляться с предстоящими заданиями, если он будет в одно и то же время есть, гулять, заниматься и т.п.

8.     Медлительные дети требуют постоянного внимания со стороны взрослых. Они неуверенны в себе, поэтому им просто необходимо поддерживать их убежденность, что все будет хорошо.

9.     Часто медлительный ребенок не может начать какое -либо дело из-за опасения неудачи. Просто предложите ему свою помощь, скорее всего он предпочтет сделать все сам. Просто для него важно ощущать уверенность, что он не один и его поддерживают.

ВАЖНОЕ: не надейтесь, что ребенок подрастет и все выправится само собой. Необходимо ежедневно развивать подвижность нервной системы. Старайтесь ежедневно, по 10 -15 минут заниматься с ребенком. Полезен бег, прыжки со скакалкой, пальчиковая гимнастика. Отличный результат приносит система «быстро – медленно», т.е. все занятия должны быть построены на переходах от медленного темпа движения к быстрому, и наоборот.

ИГРЫ – ПОМОГАТОРЫ

«Быстрый дятел». Возьмите вместе с ребёнком по листу бумаги и карандашу. Разделите каждый лист на 4 равные части, проведя линии по горизонтали и по вертикали. По сигналу (например, по хлопку) начните ставить точки в первом прямоугольнике, каждый в своём листе. По второму сигналу оба остановитесь. Посчитайте количество точек на листе у каждого. Тот, у кого их окажется больше, считается победителем. Следующий кон игры проводите в другом прямоугольнике.  Примечание. Так как соперником ребёнка в этой игре может выступать взрослый, позаботьтесь о том, чтобы ваш сын (или дочь) не оказались в роли вечно проигрывающего. Для повышения интереса ребёнка нужно обеспечить ему ощущение равенства в игре. Поэтому будет неплохо, если вы иногда поленитесь и позволите ему выиграть.

«Зеркало». В этой игре один игрок (ребёнок) будет зеркалом, т.е. будет повторять все движения стоящего напротив взрослого. Водящий делает самые разнообразные движения, то ускоряя, то замедляя темп. Ребёнок повторяет их в точности, с такой же скоростью. Примечание. Как известно любому родителю, дети очень любят подражать движениям взрослых. Часто имитируя их мимику, походку, действия. В этой игре мы можем воспользоваться их тягой к подражанию, сделав её полезной для развития скорости движений и внимания ребёнка. Чтобы разнообразить эту игру, можно вносить в неё шуточные движения, а также меняться ролями ведущего и игрока в качестве поощрения успехов ребёнка.

Действуйте, двигайтесь в правильном направлении и  все будет хорошо!

Семья- моя планета

20.03.2024

Какие бывают семьи?

Задумайтесь, на какой почве растет ваш «цветок жизни»… Получает ли необходимое количество вашего тепла и света? Почему вдруг отрастил шипы или опали листья?

Выделяют 5 типов семейного «климата»:

1.   В семьях царит взаимопонимание между родителями и детьми. Отношения строятся на взаимном уважении родителей и детей, заботе друг о друге. Конфликты, возникающие между отцом и матерью, матерью и ребенком, быстро разрешаются, не носят затяжного характера. В семье царит мир и доброта. Ребенку хорошо дома. Родители вникают в проблемы детей, проводят с ними свободное время, но не отнимают у них самостоятельности.

Как правило, в детях, которые растут в таких семьях, присутствует доброжелательность по отношению к окружающим, коллективизм, уважение к старшим, общительность, уверенность в себе. 

2.    Похожи на первую, но здесь наблюдается пассивное отношение родителей к воспитанию своего ребенка. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием. Авторитет родителей в таких семьях невысок. Дети не делятся своими проблемами и переживаниями с родителями, так как не чувствуют поддержки со стороны родителей. У детей наряду с положительными качествами присутствуют и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие.

3.   Это семьи, где постоянно происходят конфликты. Отсутствует всякое взаимопонимание между родителями и детьми. Родители унижают детей, не считаясь с ними, навязывают свое мнение ребенку.

4.   Семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Главное правило родителей – «чтоб вел себя хорошо/учился хорошо/не позорил семью». Отношения между родителями и детьми лишены близости и взаимопонимания. И результат такого воспитания – полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи.

5.   Семьи, в которых дети предоставлены сами себе. Родители не принимают никакого участия в воспитании своих детей. Ребенок чувствует одиночество в такой семье.

Так бывает, что климат в семье не способствует «росту и цветению»… Разберемся, почему.

 

ПРИЧИНЫ.

·     Чрезмерная забота о ребенке, в нем родители подавляют самостоятельность;

·     Сами же родители унижают ребенка, а отсюда его агрессивное поведение;

·     Чрезмерная строгость к ребенку и педагогическая злопамятность – частые напоминания о прошлых грехах ребенка;

·     Разногласия самих родителей по вопросам воспитания – ребенку приходится лавировать между требованиями отца и матери; что повышает тревожность и разрушает целостное восприятие семьи.  

 

ИСПРАВЛЯЕМ СИТУАЦИЮ.

Ребенку хорошо в семье, если соблюдаются условия:

·     Единство требований отца и матери.

·     Уважение и понимание родителей по отношению к детям.

·     Поддержка и одобрение ребенка.

·     Разделение в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми. Комфорт – это не только материальные блага, но также душевное равновесие и взаимопонимание.

Постарайтесь обрести внутренний покой и выработать спокойное отношение прежде всего к своим родителям.        Пересильте в себе чувство превосходства над детьми, учитывайте его интересы. Старайтесь выработать к ребёнку ровное и спокойное отношение.

Чаще задавайте себе вопросы:

 

«Что запомнит ребенок о своем детстве?

 

                   Каким я останусь в его памяти через 30 лет?

                               

   Что сейчас я могу сделать, чтобы укрепить отношения в семье?».

     

Действуйте, двигайтесь в правильном направлении и все будет хорошо!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».